Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
15.10.2012

В настоящее время ликвидация компании далеко не редкость.

Она может быть вызвана отсутствием спроса на товары и, как следствие, убыточностью финансово-хозяйственной деятельности организации. Ликвидация бывает различных способов: добровольной и принудительной. Мы с вами остановимся на добровольной ликвидации и рассмотрим, что происходит в бухгалтерском и налоговом учете компании, какую отчетность нужно сдать и какие документы представить в налоговую инспекцию

Подготовка отчетности ликвидируемой организации

Необходимость ведения особого бухгалтерского учета возникает после принятия решения о ликвидации учредителями. Еще до момента составления ликвидационного баланса бухгалтерии нужно провести сверку взаиморасчетов со всеми контрагентами и уточнить состояние расчетов с персоналом и бюджетом. Есть разные виды балансов при различных формах ликвидации, которые я привела в таблице

При добровольной и принудительной ликвидации составляется санируемый баланс. Он необходим для представления в арбитражный суд при продвижении организации к банкротству, чтобы судьи могли оценить реальное состояние компании.

Составляется также ликвидационный баланс. Он бывает промежуточный и окончательный. На них мы остановимся детально.

Разделительный и соединительный балансы, как видно из таблицы, необходимы при реорганизации компаний.

На данный момент никакими нормативными документами в бухгалтерском учете ликвидационные мероприятия компании не установлены. Наши законодатели решили поправить эту ситуацию, поскольку ликвидируется большое количество организаций. Так, в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отдельно выделена статья 17, которая касается особенностей бухгалтерской отчетности при ликвидации компании. Напомню, что закон вступит в силу с 1 января 2013 года.

Согласно нормам статьи 17 закона № 402-ФЗ, отчетным годом для ликвидируемой компании является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. Последняя бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Она составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Обратите внимание, что при ликвидации налоговая инспекция должна проверить порядок ведения бухгалтерского учета и полноту уплаты налогов за последние три года независимо от времени проведения предыдущей проверки и периода проверки. Сроки налоговой проверки не должны превышать двух месяцев, если у организации отсутствуют филиалы и обособленные подразделения. При их наличии проверка продляется на месяц. При этом их проверяют налоговики по месту их регистрации.

Остановимся на промежуточном ликвидационном балансе, который всегда вызывает у бухгалтеров очень пристальное внимание. Он составляется для того, чтобы оценить реальное финансовое положение ликвидируемой организации.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юрлица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В балансе приводятся сведения о стоимости имущества, дебиторской и кредиторской задолженности. К промежуточному балансу прилагаются список принадлежащего ликвидируемой организации имущества и перечень кредиторов с их требованиями. Удовлетворение требований кредиторов возможно только за счет денежных средств и имущества, являющихся собственностью ликвидируемой компании. Если денег не хватает, то обязательно нужно распродавать имущество.

Конечно, до этого необходимо провести инвентаризацию всех активов и обязательств и иметь на руках требования кредиторов. Здесь желательно обзавестись аудиторским заключением либо краткой информацией от аудиторов о финансовом положении компании с составлением акта.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Об этом сказано в пункте 2 статьи 63 ГК РФ.

Если имеются нематериальные активы, то они тоже должны быть отражены в ликвидационном балансе. Почему мы не видим в балансе расчетов с кредиторами? Связано это с тем, что форма баланса приведена уже после расчетов с ними.

Налоговая отчетность

Теперь поговорим о налоговой отчетности. Мало того что бухгалтер делает ликвидационный баланс, его никто не освобождает от составления и сдачи налоговой отчетности.

При ликвидации организация обязана рассчитаться с бюджетом. В налоговом законодательстве нет четких разъяснений по срокам представления налоговых деклараций в таких ситуациях. Последний период представления налоговых деклараций заканчивается в момент исключения организации из ЕГРЮЛ.

Но кому мы представим отчетность, если нас в этом списке уже нет? Поэтому правильно последнюю налоговую отчетность представлять на дату составления окончательного ликвидационного баланса. Потому что и в периоде ликвидации могут возникать объекты налогообложения. Допустим, при продаже имущества – здесь и НДС, и налог на прибыль.

При наличии у ликвидируемой компании сумм излишне уплаченных налогов они подлежат зачету в счет погашения задолженности организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

При отсутствии задолженности сумма излишне уплаченных налогов и сборов должна быть возвращена не позднее одного месяца со дня подачи организацией заявления. Отслеживайте и не упускайте эти сроки.

Расчеты с участниками в ОАО

Расчеты с участниками зависят от очередности расчетов и формы собственности организаций. Мы с вами разберем расчеты в ОАО и ООО как наиболее распространенные организационно-правовые формы в нашей стране.

Распределение имущества между участниками производится на основании акта, в котором указывается, кому и что передается. Акт подписывается всеми участниками. Нужно выплатить учредителям ликвидированного юридического  лица – участникам общества действительную стоимость доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий ликвидации, либо с их согласия выдать им в натуре имущество такой же стоимости.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками в следующей очередности.

В первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии с законодательством. Во вторую – выплаты по начисленным, но не выплаченным дивидендам по привилегированным акциям и определенной уставом ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. В третью очередь распределяется имущество между акционерами-владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

На данном этапе бухгалтерия акционерного общества должна располагать как минимум следующей информацией:

– о количестве и стоимости акций, подлежащих выкупу;

– о размере дивидендов по привилегированным акциям каждого типа;

– о решении общего собрания о распределении стоимости имущества общества между владельцами привилегированных акций;

– о стоимости имущества, подлежащего распределению между владельцами обыкновенных акций.

Расчеты с участниками в ООО

Чем отличаются расчеты в ООО? Тем, что здесь очередность поменьше. Распределение проходит в два этапа. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками в следующей очередности.

В первую очередь осуществляются выплаты участникам общества нераспределенной части прибыли, то есть по дивидендам, отраженным на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале организации.

Если у организации имущества недостаточно, то оно распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале компании. Не забудьте: это все должно быть прописано в акте.

Бухгалтерский учет при расчетах с участниками

У ликвидируемых организаций показатели финансово-хозяйственной деятельности, как правило, далеки от положительных.

В этом случае получим или реальную величину уставного капитала, оставшегося после погашения убытков и подлежащего распределению между учредителями. Или же, если сумма убытка превышает величину уставного капитала, получим реальную сумму оставшегося убытка.

Правда, бывают ситуации, когда что-то остается и для учредителей. В этом случае в учете необходимо произвести соответствующие начисления. После того как суммы к выплате учредителям начислены, можно выплачивать деньги или продавать имущество.

В бухгалтерском учете распределение оставшегося имущества может быть оформлено проводками:

ДЕБЕТ 82 КРЕДИТ 80

– на сумму остатка резервного капитала, присоединенного к уставному капиталу;

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 80

– на сумму остатка добавочного капитала, присоединенного к уставному капиталу;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 80

– на сумму нераспределенной прибыли прошлых лет, присоединенной к уставному капиталу (если в бухгалтерском учете числится непокрытый убыток, проводка будет обратной, а оценка имущества, подлежащего распределению (учитываемая в составе уставного капитала), уменьшится);

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 80

– на сумму нераспределенной прибыли текущего года, присоединенной к уставному капиталу (если на счете 99 отражено дебетовое сальдо, то проводка будет обратной и оценка имущества, подлежащего распределению (учитываемая в составе уставного капитала), также уменьшится).

После этого можно произвести распределение имущества между учредителями:

ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 75

– на сумму стоимости имущества, причитающегося учредителю, акционеру, участнику;

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 50 (51)

– выплачены деньги учредителю, акционеру, участнику.

Налоговый учет при участнике – юрлице

В ситуации, когда участник – юридическое лицо, все достаточно просто. Что бы учредителю не передавалось – денежные средства или имущество, объекта налогообложения по НДС не возникнет, если передача осуществлена в пределах первоначального взноса участнику при ликвидации организации. Ведь согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 39 НК РФ, такая передача имущества не признается реализацией. Правда, в этом случае необходимо восстановить к уплате в бюджет НДС с недоамортизированной части передаваемого в пределах первоначального взноса имущества. Сложнее, если стоимость передаваемого имущества превышает первоначальный взнос. В этом случае сумма превышения первоначального взноса будет представлять собой реализацию с соответствующим обложением НДС.

Минфин России считает, что в такой ситуации у налогоплательщика отсутствуют расходы по приобретению имущества, которые могли бы быть учтены при формировании его стоимости. Следовательно, стоимость основных средств и материалов, полученных налогоплательщиком – участником организации при ее ликвидации, при совершении последующих сделок с таким имуществом в налоговом учете признается равной нулю. Посмотрите письмо Минфина России от 24 июня 2008 г.№ 03-03-06/1/367.

По налогу на прибыль у ликвидируемой организации объекта налогообложения не возникает. При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного участником общества в пределах первоначального взноса при распределении имущества ликвидируемой компании. Суммы, превышающие первоначальный взнос, будут представлять собой безвозмездно полученные активы. А безвозмездно полученное имущество или имущественные права будут представлять собой внереализационные доходы.

Завершение ликвидации организации

Итак, разобравшись с дебиторами и кредиторами, нужно распределить оставшееся имущество между участниками и составить окончательный ликвидационный баланс, то есть привязать его к нулевому. В ликвидационном балансе, подаваемом в налоговую инспекцию на конец периода, естественно, будут проставлены прочерки.

Когда вы представляете свою бухгалтерскую отчетность, ее содержание будет состоять из ликвидационного баланса и налоговой отчетности. Это несмотря на то, что сроки у налогов могут быть разные. Тем не менее на момент представления ликвидационного баланса сдается вся «пустая» налоговая отчетность, все налоговые декларации. Вместе с ликвидационным балансом также необходимо представить сведения в ФСС и ПФР.

До момента ликвидации нужно сдать сведения о персонифицированном учете сотрудников. В Пенсионный фонд также сдается форма РСВ-1. Для госрегистрации при ликвидации юрлица организация должна представить следующие документы:

– заявление о государственной регистрации по форме № 16001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. В заявлении подтверждается, что соблюдается установленным федеральным законом порядок

ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими госорганами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

– ликвидационный баланс;

– документ об уплате государственной пошлины;

– определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (представляется в регистрирующий орган при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства).

Исходя из сложившейся практики, можно добавить, что налоговики помимо перечисленных мною документов обычно требуют номер и название СМИ с объявлением о ликвидации.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?