Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
23.12.2011

Аренда персонала – во многих случаях вынужденная мера. Правда, налоговики часто полагают, что временный наем сотрудников – это вовсе не мера, а незаконная
схема налоговой оптимизации. Светлана Максимова, ведущий аудитор юридической фирмы «Клифф», рассказала, как объяснить инспекторам, что компании лишние
руки бывают просто необходимы.

Обычно фирмы не могут содержать большой штат; при этом, даже если сотрудников мало, руководители компаний не сдаются в борьбе за перспективные проекты, заключая договора аутстаффинга.

Контракт о предоставлении персонала является договором возмездного оказания услуг. Он регулируется общими положениями гражданского законодательства и нормамиглавы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Такой контракт должен содержать все существенные условия, предусмотренные нормами ГК. Правомерность заключения подобных соглашений подтверждается судебными решениями, например, Постановлением ФАС УО от 01.06.2009 г. № Ф09-3407/09-С2, ФАС ПО от 22.01.2008 г. № А65-8088/07-СА1-37.

Кроме того, что договор аутстаффинга спасает в критических ситуациях, он выгоден и при долгосрочном применении. Например, сокращаются расходы, связанные с подбором коллектива, кадровым учетом и делопроизводством. Аренда работников позволяет более эффективно управлять персоналом и избегать содержания большого штата. Сторонний персонал нужен на сезонной работе. Активно используют аренду сотрудников те компании, где установлены лимиты численности и применяется ЕНВД. При таком методе снижается риск возникновения претензий со стороны профсоюзных органов, ФМС и Гострудинспекции.
Однако существует мнение, что заключение договора аренды профессионалов не сулит ничего хорошего для фирм. Но это не совсем так. Действительно, контролирующие органы придираются уже к самой сути договора, указывая, что подобное соглашение не поименовано в ГК РФ. Однако кодекс предоставляет предприятиям право заключать любые, даже не предусмотренные законом и иными нормативными актами, договоры (пункт 2 статьи 421 ГК).

БУХГАЛТЕРИЯ И УЧЕТ

Чтобы контролеры не использовали аренду персонала как повод для доначислений, прежде всего, нужно правильно учесть операции по предоставлению работников в аренду.
В бухгалтерии подобные расходы признаются затратами по обычным видам деятельности. Отражаются такие суммы по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Расходы принимаются к учету в размере, установленном договором, без НДС, на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (пункты 6 и 18 ПБУ 10/99).
Дебет 26 Кредит 60
– Отражены затраты по договору предоставления персонала;
Дебет 19 Кредит 60
– Отражен НДС, предъявленный по услугам предоставления персонала;
Дебет 68 Кредит 19
– Предъявленный НДС принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
– Оплачены услуги по предоставлению персонала.
В налоговом учете услуги по аренде персонала при расчете прибыли отражаются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 19 пункта 1 статьи 264 НК). При этом в НК нет специальных требований для расходов по временному найму и они признаются в общем порядке статьи 252 НК. Но в Минфине придерживаются другой точки зрения.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Возможны и обратные ситуации, когда предприятие не ищет дополнительных сотрудников, а хочет на время передать другой организации часть своего коллектива. Обратите внимание: после того как компания, желающая арендовать ваш коллектив, будет найдена и стороны будут готовы заключить письменное соглашение, не указывайте в контракте, что его предметом являются работники, так как люди не относятся к объектам гражданских прав.
В бухгалтерском учете такие сделки нужно отразить с учетом следующих особенностей. Выручка от оказания услуг признается доходом по обычным видам деятельности. Заработок принимается в сумме поступивших денежных средств или величине дебиторской задолженности.
Чтобы подтвердить сделку при налоговой проверке, нужно составить и подписать акт об оказании услуг.
Затем бухгалтер делает следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 90.1
– начислена выручка по договору аутстаффинга;
Дебет 90.3 Кредит 68.2
– начислен налог на добавленную стоимость;
Дебет 51 Кредит 62
– отражены деньги за аутстаффинг, поступившие на расчетный счет.
Выручка отражается на счетах бухгалтерского учета в день подписания акта об оказании услуг аутстаффинга в сумме, установленной договором.
По мере исполнения контракта, организация начисляет потраченные суммы по соответствующим статьям затрат. Расходами при аутстаффинге будут заработная плата
персонала и социальные начисления. По счетам бухгалтерского учета это отражается записью:
Дебет 20 Кредит 70
– учтена заработная плата;
Дебет 20 Кредит 69
– учтены страховые взносы.
В день подписания акта об оказании услуг аутстаффинга их себестоимость списывается в дебет 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», и кредит 20 «Основное производство».

МИНФИН ДУМАЕТ

Чиновники в своих письмах обращают внимание на должностные обязанности временно нанятых кадров. Наименование должности собственных и привлеченных сотрудников не должны совпадать (Письмо от 5 апреля 2007 г. №03-03-06/1/222, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2007 г. по делу №А42-5065/2006). В других документах ведомства утверждается, что специальности могут называться одинаково, но вот их обязанности и функции должны различаться (Письма
от 6 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/257, от 8 октября 2003 г. № 04-02-05/3/78, Письмо ФНС России от 20 октября 2006 г. № 02-1-08/222@).
Часто налоговики отказываются принимать расходы по аутстаффингу, ссылаясь на то, что подобные сделки экономически не обоснованы. По мнению проверяющих, единственная причина, по которой предприниматели «арендуют» сотрудников – это получение налоговых льгот. А согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, эта налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому есть риск привлечения фирмы к ответственности за необоснованную выгоду. Кроме того, подозрения проверяющих вызовут недавно созданные компании, которые не имеют собственных активов и основных средств, но уже сдают персонал в аренду.
Считается опасным нанимать бывших сотрудников и при этом перечислять за них минимальные деньги фирме, которая предоставила людей. А если заказчик и арендодатель зарегистрированы по одному адресу, то инспектор обязательно обратит на это внимание. Перечисленные признаки характеризуют незаконные схемы минимизации налогов. Однако проверяющие причисляют к запрещенным и сделки с добросовестными контрагентами. Подозрительными могут стать организации, недавно начавшие применять УСН, или те, которые не ведут другой деятельности, кроме аренды персонала.

РАБОТА ИНСПЕКЦИИ

При каких обстоятельствах налоговые органы утверждают, что аутстаффинг носит формальный характер? Чтобы выявить фиктивный персонал, контролеры используют различные методы. Например, проверку расчетных листов. Если после перевода у сотрудника сохранился прежний табельный номер и наименование подразделения, это вызовет подозрения. Сравниваются соотношение управленческого и производственного штата сотрудников. Если у производственной организации административных специалистов больше, чем цеховых рабочих, то это значит, что общая численность персонала искусственно завышена. Кроме того, инспекторы могут задать работнику вопросы: что входит в состав его обязанностей, каковы обстоятельства перевода в другую организацию, кому он передает больничные листы и другие кадровые документы, как добирается до офиса? Все эти вопросы помогут проверяющим выявить запрещенные налоговые схемы.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Если организация решает заключить договор аренды персонала, она должна оценить все налоговые риски и заранее побеспокоиться, чтобы расходы были обоснованными. Перед тем, как заключать соглашение о предоставлении сотрудников в аренду, необходимо проверить, может ли исполнитель оказывать услуги в полном объеме, есть ли у него нужное количество работников требуемой квалификации.
Чтобы минимизировать налоговые риски, нужно каждый этап договора подтверждать документами: заявками о предоставлении персонала с указанием количества и квалификации, времени, на которое привлекаются специалисты. В спорах с налоговой пригодятся служебные записки или письма на оформление временных пропусков и акты с указанием работ, произведенных по договору, а также стоимости каждого вида услуг и срока их выполнения.
Чтобы подтвердить экономическое обоснование расходов по найму коллектива, можно сослаться на Постановления ФАС Московского округа от 26 июля 2007 г.
№ КА-А40/5975-07 по делу № А40-53643/06-20-248. В решении арбитров сказано, что аутстаффинг увеличивает прибыльность фирмы и повышает обороты компании. Такое мнение содержится и в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. по делу № А56-20964/03, ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июля
2006 г. по делу № Ф04-3725/2005 (23668-А46-26).
 

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?