Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
11.01.2018
Ольга Черевадская

Как известно, нормы, позволявшие создавать резервы на ремонт собственных основных средств, не применяются с 2011 года (приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н). Отмена такого резервирования объясняется отсутствием у организации обязательств ремонтировать свои основные средства. Это правило действует даже в том случае, если эксплуатация объекта без проведения дополнительных мероприятий запрещена на законодательном уровне, поскольку в данном случае организация может просто отказаться от дальнейшей эксплуатации основного средства.

Обратите внимание: ремонт основных средств отличается от гарантийного ремонта, который, как было сказано ранее, является обязательством в результате прошлого события: при продаже объекта продавец взял на себя обязательство ремонтировать его.

Но отсутствие прямого указания на возможность резервирования расходов на ремонт основных средств не означает, что все расходы на ремонт нужно признавать единовременно в учете и отчетности.

Существует отдельная группа технических мероприятий, сопровождающихся существенными затратами и проводимых в целях восстановления полезных свойств основных средств и продления возможностей их эксплуатации в будущем с периодичностью свыше 12 месяцев (ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание; далее — ремонт и техобслуживание). К учету таких крупных и периодических затрат общий подход неприменим, так как экономические выгоды от этих мероприятий организация будет получать в течение длительного периода — свыше 12 месяцев. Соответственно, указанные затраты не могут признаваться единовременно (п. 19 ПБУ 10/99). Для их учета уместно использовать счет 97 «Расходы будущих периодов», а не счет 96 «Резервы предстоящих расходов». В бухгалтерском балансе указанные расходы должны отражаться во внеоборотных активах в той же группе статей, в которой раскрываются сведения об основных средствах, но по отдельной строке, например «Долгосрочные затраты на ремонт и обслуживание основных средств» (п. 3 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

В дальнейшем данные затраты можно амортизировать как основные средства в течение интервала между ремонтами (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Поскольку такой порядок учета дорогостоящих затрат на ремонт и техобслуживание объектов основных средств нормативными документами прямо не установлен, его следует утвердить в учетной политике организации, принимая во внимание и нормы МСФО. При этом необходимо закрепить как минимум следующие моменты:

  1. Условия, при которых затраты на ремонт и техобслуживание основного средства капитализируются (например, ремонт и техобслуживание являются плановыми и между необходимыми мероприятиями проходит более 12 месяцев; сумма затрат на ремонт значительна; проведение техосмотра является условием продолжения эксплуатации объекта);
  2. Какие затраты на ремонт считаются значительными (свыше определенной величины или в процентах от стоимости объекта основных средств);
  3. Порядок документального оформления принятого решения, в том числе с определением круга лиц, ответственных за его принятие. Несмотря на то что речь идет о порядке отражения затрат в бухгалтерской отчетности, ответственность за принятие необходимого решения нельзя возлагать только на бухгалтера. Чтобы правильно квалифицировать затраты с бухгалтерской точки зрения, требуется предварительно оценить с технической стороны, для чего нужны определенные специфические знания, а значит, должны быть привлечены специалисты.
  4. Иные положения, необходимые для ведения учета и составления отчетности.

Об авторе:

Ольга Черевадская,
Заместитель генерального директора

Календарь
событий

все

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?