Резервы в бухгалтерском учете: Резерв сомнительных долгов
Создавать резерв сомнительных долгов необходимо [2, п. 70]. Но для этого дебиторская задолженность должна быть признана сомнительной, что возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- задолженность не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором;
- задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями.
Обратите внимание: одного факта просрочки погашения задолженности недостаточно для формирования соответствующего резерва.
Кроме того, сомнительной может быть признана дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но у организации есть сомнения в том, что должник сможет своевременно ее погасить полностью или частично, которые подтверждаются фактами (например, тяжелое финансовое положение должника или начавшаяся в отношении него процедура банкротства).
Если на отчетную дату организация уверена в получении оплаты по какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности и в то же время создает резерв по данному долгу, то это может рассматриваться как создание скрытых резервов (письмо Минфина России от 27.01.2012 № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год»).
Таким образом, принятие решения о формировании резерва сомнительных долгов и определение его размера базируются на субъективных оценках.
Необходимо отметить, что действующее законодательство о бухгалтерском учете не содержит ограничений в отношении создания резерва по каким-либо отдельным видам дебиторской задолженности. То есть сомнительным может быть признан любой долг, в том числе отраженный в регистрах бухгалтерского учета в составе финансовых вложений (например, задолженность по предоставленному займу). При таких обстоятельствах заем перестает быть объектом финансовых вложений, так как не приносит доход, и становится дебиторской задолженностью. Также может быть признана сомнительной дебиторская задолженность, образованная вследствие перечисления аванса контрагенту.
Чтобы снивелировать субъективизм при формировании резерва сомнительных долгов, нужно формализовать процедуры его создания, прописав все действия, которые необходимо совершить, в учетной политике организации.
Прежде всего следует утвердить состав комиссии, которая будет принимать решение о создании резерва сомнительных долгов, а также прописать процедуры признания долга сомнительным (в частности, регулярный мониторинг финансового положения должников и их судебных разбирательств, анализ отношений с должником). Дополнительно необходимо разработать и утвердить форму документа, подтверждающего проведение необходимых мероприятий, а также назначить специалистов, отвечающих за оформление указанных процедур.
Кроме того, должен быть утвержден способ расчета величины резерва. Поскольку единой методики расчета размера величины сомнительных долгов нет, можно выбрать один из следующих способов: интервальный (размер отчислений в резерв рассчитывается регулярно (ежемесячно или ежеквартально) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки по аналогии с правилами налогового учета); экспертный (резерв создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена); статистический (используется при наличии у организации статистических данных за несколько лет о доле непогашенных долгов (в процентах) в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида).
Расчет величины резерва сомнительных долгов оформляется документально с учетом п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», например бухгалтерской справкой, в которой содержатся все необходимые реквизиты. Ее форма также должна быть утверждена в учетной политике организации [1, п. 4]. Приказа руководителя для формирования резерва не требуется.