Дистанционные переговоры с поставщиками и неточность подписей не делают сделки фиктивными
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила предпринимателю НДС, НДФЛ, пени и штрафы, признав формальными операции с этими контрагентами.
Инспекция указывает на отсутствие контрагентов по заявленным юрадресам; отсутствие у них персонала и технических средств, необходимых для реальной деятельности, присущих ей платежей. Руководители контрагентов отрицают свою причастность к деятельности компаний; документы от их имени подписаны неустановленными лицами.
Суды трех инстанций (дело № А12-26737/2013) признали решение инспекции недействительным, указав, что она не представила достаточных доказательств отсутствия должной осмотрительности со стороны ИП.
Суды установили, что контрагенты зарегистрированы в установленном законом порядке и состоят на налоговом учете. На момент совершения спорных операций лица, подписавшие документы, значились в ЕГРЮЛ руководителями компаний. Отрицание ими регистрации указанных фирм оценено судами критически, поскольку эти лица являются заинтересованными, так как учрежденные ими юрлица отнесены налоговым органом к категории недобросовестных налогоплательщиков.
Доводы инспекции о визуальном несоответствии подписей руководителей двух фирм на договорах, счетах-фактурах, товарных накладных подписям, проставленным на заявлении об открытии банковского счета и карточке с образцами подписей, отклонен судами. По мнению судов, инспекция неправомерно сделала этот вывод без проведения почерковедческой экспертизы.
Отсутствие у фирм персонала, технических средств, а также ненахождение контрагентов по юрадресам не связано с правом налогоплательщика на применение вычетов и учет расходов.
Суды учли, что ИП был ознакомлен с учредительными документами поставщиков, проверил факт их госрегистрации и наличие полномочий лиц, подписавших документы.
При этом использование дистанционного метода (без непосредственного участия в переговорах руководителей контрагентов) действующему гражданскому законодательству не противоречит, и также не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Все расчеты произведены в безналичной форме, последующее обналичивание денежных средств инспекцией не доказано.